Золотая и серебряная палаты. Кремлевские дворцовые мастерские XVII века. Организация и формы производства, творческие процессы, обучение мастеров.

Аннотация: Предисловие доктора исторических наук, профессора А. А. Преображенского: Москва XVII столетия была крупнейшим центром промышленности и торговли России. Здесь трудились ремесленники почти всех известных тогда профессий. Изделия московских мастеров славились не только в стране, но и за ее пределами. Недаром голштинский посол А. Олеарий отметил: «Особенно удивили меня русские золотых дела мастера, которые делают теперь серебряную с резными украшениями посуду с таким искусством и изяществом, что не уступают в том нисколько немцам». Предлагаемая читателю монография кандидата исторических наук И. А. Селезневой посвящена именно той теме, которая заинтересовала наблюдательного иностранца. На основе обширного архивного материала автор представил развернутую картину развития золотого и серебряного дела в столице России. Эти, требующие высокой квалификации и дорогого сырья, виды ремесла не избежали страшных потрясений Смутного времени первых лет XVII в. После «очищения московского» все пришлось начинать почти с нуля. Золотое и серебряное дело возрождалось вместе с городом. Его средоточием, как показала И. А. Селезнева, были дворцовые мастерские. Ими ведали особые учреждения дворцового ведомства. В книге рассмотрена деятельность Золотого и Серебряного приказов по комплектованию кадров мастеров из русских и иностранцев, охарактеризованы условия обучения, работы и материальное положение. В предыдущей литературе неправомерно сгущались краски в освещении вопроса об оплате мастеров золотого и серебряного дела. В действительности, по наблюдениям И. А. Селезневой, работники жили вполне сносно.

Производственная деятельность мастерских представляла собой довольно сложное, разветвленное хозяйство. Возникшее первоначально для удовлетворения потребностей царского дворца в изделиях из драгоценных металлов, это производство со временем подверглось существенным изменениям. Автор внимательно прослеживает этапы эволюции мастерских в течение XVII столетия. Изделия дворцовых мастеров приобретают расширяющуюся номенклатуру. Часть их идет в качестве жалованья и наград служилым и приказным людям, подарков иностранным правителям и послам. Своеобразной чертой являлось отсутствие в золотом и серебряном деле сколько-нибудь четкого разделения труда, что отличало его от других производств на московском посаде. Упор делался на индивидуальное выполнение заказов.

Тем не менее в организацию производства по типу замкнутого феодального ремесла врываются новые явления. Они проистекают из распространения в мелком промышленном производстве рыночных отношений. Дворцовое хозяйство, как показано в исследовании, не могло остаться в стороне от происходивших в экономике страны и Москвы процессов. Усиление связей с внешним миром отразилось на составе продукции мастерских. Возрастающую роль приобретают предметы более широкого назначения — сусальное золото, канитель и изделия с применением этих материалов. Устанавливаются различного рода производственные и торговые связи с посадом. Как известно, сходные явления имели место в других сферах дворцового и казенного ремесла. Во второй половине XVII в. почти исчезают категории «записных» работников строительства (каменщиков и кирпичников). Утверждается подрядная форма ведения строительных работ. В известном смысле и дворцовое ткацкое производство (хамовное) выходит за свои рамки, обретая черты товарного, рассчитанного на более широкий сбыт и использование наемного труда. Поступательное движение всех этих отраслей промышленности Москвы открывало возможности для распространения мануфактурной формы производства.

Интересны сведения монографии о судьбах отдельных мастеров Золотой и Серебряной палат. Подчеркнуто влияние нарождающейся в XVII веке конкурентной среды на формирование активной личности. Показана особая роль в создании творческого коллектива в дворцовых мастерских одного из выдающихся деятелей своего времени Б. М. Хитрово.

Автор монографии рассматривает непростой и спорный вопрос о цеховом ремесле в условиях России в сопоставлении с его западноевропейскими аналогами.

В работе не обойдены историографические сюжеты, дана объективная оценка трудов предшественников, обозначена авторская позиция по ряду важных проблем изучения художественного производства в России.

Результаты творческого труда ремесленников изучаемой отрасли производства занимают почетное место в музейных экспозициях Москвы и других городов. Сам автор монографии — научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Книга И. А. Селезневой, надеемся, будет достойным подарком жителям столицы, всей читающей публике нашей страны.

Библиографическая запись: Селезнева И.А. Золотая и серебряная палаты.Кремлевские дворцовые мастерские XVII века. Организация и формы производства,творческие процессы,обучение мастеров.- М.: Древлехранилище, 2001.- 256 с.

ISBN: 5936460150

Назад, в каталог

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы
Обратиться к автору @falerabot