источники вокабуляра
Основные обозначения и названия старинных и антикварных предметов // https://www.mirelit.ru/stati/terminologiya-antikvariata.html
Словарь терминов Российская академия художеств // https://www.rah.ru/science/glossary/index.php
Словарь музейных терминов // http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp
Словарь нумизмата // https://coinsplanet.ru/glossary
Словарь ювелира // https://www.chipmaker.ru/topic/74146/
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // http://dlib.rsl.ru/viewer/01003924211
Петров С. «Словарь коллекционера» // http://cataloghobby.ru/
Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата, 1993
Номер | Термин | Значение |
---|---|---|
1 | Аверс | Лицевая сторона предмета коллекционирования. Обычно монеты, жетона, плакеты, знака, значка, награды. |
2 | Акмонитал | итальянская монетная сталь, марка нержавеющей хромистой стали с добавлением никеля. |
3 | Акссесуар | предмет второстепенного значения или деталь костюма, дополняющий персонажа. |
4 | Альфенид | сплав из меди и никеля с цинком или оловом, содержащий около 2% серебра. Применяют для изготовления посуды. |
5 | Амулет | предмет, которому приписывается сверхъестественная сила, способная предохранить ее владельца от невзгод. |
6 | Анодированный алюминий | металл, поверхность которого при помощи электрохимического процесса преобразуется с целью создания очень прочного невидимого слоя, улучшая свойства его поверхности. |
7 | Антиквариат | (лат. antiquus «старый») — предметы художественной и исторической ценности, возрастом от 50 лет. |
8 | Анэпиграфная монета | монета, имеющая только изображение, без каких– либо надписей. |
9 | Апплике | (франц. applique). 1) накладное серебро — тонкий слой его на какой—нибудь металлической вещи. 2) вещь из простого металла, густо покрытая серебром. |
10 | Атрибут | постоянная принадлежность, характерный признак. |
11 | Атрибуция | Комплекс работ, выполняемый для установления целостного видения предмета. Для проведения атрибуции нужно не только иметь квалификацию, но и знания из предметной и смежных областей, опыт архивиста, уметь пользоваться специальной литературой, вообщем, быть полностью погруженным в «тему». |
12 | Аукцион | публичная продажа движимого и недвижимого имущества. |
13 | Аффинаж | процесс очистки металлов от примесей. |
14 | Бейл | декоративное ушко для продевания цепи. |
15 | Бижутерия | украшения, выполняющие роль ювелирных изделий, выполненные из недрагоценных материалов. |
16 | Билон | сплав металла, в котором драгоценный металл занимает меньшее место по сравнению с лигатурой. В российской нумизматике — серебряные монеты 500 пробы. |
17 | Биметаллизм | 1) денежную систему построенная на соотношении стоимости серебра и золота. 2) в нумизматике — монеты из двух разных металлов. |
18 | Бирка | палочка из дерева или бамбука с нанесенными на нее зарубками. Расщеплялась по длине на 2 половины, одну получал кредитор, другую — должник; доказательством заключения сделки могли служить только сложенные вместе половины с совпадающими зарубками. Прообраз волнообразной линии отрыва ценной бумаги от ее корешка. |
19 | Брактеаты | (лат. bractea — жесть) — плоская тонкая монета из золота или серебра с чеканкой на одной стороне. Относится к монетам, выпущенным в период переселения народов. Как правило, они имели петлю и использовались в качестве нашейного амулета. |
20 | Бриллиант | алмаз, которому посредством обработки придана ограненная форма. |
21 | Британский металл | сплав белого цвета, состоит преимущественно из олова (85%—93%) и сурьмы (до 10%), но часто содержит еще небольшие количества меди, цинка, а иногда и мышьяка. |
22 | Бронза | сплав меди с оловом в качестве основного компонента или медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (латунь), никеля (мельхиор), цинка и никеля (нейзильбер). |
23 | Буртик | приподнятый край монеты или медали, является частью гурта и поля монеты. Бывает как на аверсе, так и на реверсе. Является защитой от износа рельефа монеты. На некоторых современных американских и австралийских монетах служит также определителем номинала монеты для незрячих людей. |
24 | Бювар | (фр. buvard) – папка или планшет большого формата для хранения документов. |
25 | Вальвационная проба | способ определения чистого веса монеты или медали в целях установления ее ценности. |
26 | Вексиоллогия | вспомогательная историческая дисциплина, изучающая флаги, знамёна, штандарты, вымпела и аналогичные предметы. |
27 | Вензель | (пол. Wezeł – узел) – переплетенные между собой, как правило, прописные, начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор. |
28 | Венок | знак почитания, изготовленный из листьев и цветов, служил также наградой победителю в мирных состязаниях и за ратные подвиги. Часто встречается также на монетах и медалях нового времени и в декоративных целях и как символ. |
29 | Версо | (лат. vers) — оборотная сторона документа, имеющая номер, надписи, печати, штампы. |
30 | Виафилия | коллекционирование предметов, фиксирующих передвижение автора коллекции по туристическому маршруту или по маршруту какого– либо путешествия (штемпеля гашения, чемоданные наклейки и т. д.). |
31 | Винт | крепежная резьбовая деталь в виде цилиндрического или конического стержня с головкой или без нее. |
32 | Владельческая надпись | надпись владельца на предмете, чаще книге. Один из видов – монограмма. |
33 | Вмятина | обозначение любой деформации монеты или медали, вызванной надавливанием. |
34 | Вспомогательные экспонаты | экспонируемые на выставках предметы, необходимые для изготовления, проверки и хранения экспонируемого коллекционного материала, включая документацию. |
35 | Вторая жизнь | придание нового «звучания» вещи, вышедшей из обихода. |
36 | Выемчатая эмаль | способ покрытия эмалью, при котором перед обжигом толченым стеклом заполняют специально сделанные выемки в поверхности. |
37 | Выколотка | способ холодной обработки тонкого листового металла ударами молотка до придания ему необходимой формы. |
38 | Галерея | вертикальный ободок с отверстиями по краю серебряных изделий. |
39 | Гальванокопия | копия предмета, изготовленная способом гальванотехники. |
40 | Гальванотехника | использование различных приёмов электролиза для осаждения металла на различных изделиях. |
41 | Геральдика | составление, истолкование и изучение гербов |
42 | Герб | изобразительный опознавательный знак, неизменный по рисунку как признак принадлежности к роду, государству (городу, местности) или корпорации. Один из официальных государственных символов. |
43 | Гибридный предмет коллекционирования | предмет, созданный из нескольких других, в одном или разных материалах, художественно оправданное в достоверных исторических реалиях. |
44 | Гильоширование | техника нанесения тонкого гравированнанного узора, сверху покрытого эмалью. |
45 | Гипсовая модель | гипсовый слепок модели монеты или медали, изготовленной медальером. После внесения правок, переносится на штемпель для чеканки. Сегодня используется редко. |
46 | Глиптика | (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) – искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Одно из наиболее древних искусств. |
47 | Глянец | блестящая или зеркальная поверхность, получаемая после обработки. |
48 | Гравирование | техника нанесения рисунка на поверхность предмета ручным или механизированным способом, в результате которого образуются углубления. |
49 | Гран | единица измерения веса монет, различная в разные времена и в разных странах. Первоначально 1 гран должен был соответствовать весу 1 зерна пшеницы. Как меру веса драгоценных камней 1 гран приравнивали к ¼ карата, а как пробирный разновес для драгоценных металлов — к 1/12 карата для золота и к 1/18 лота для серебра. |
50 | Грейдинг | зафиксированная экспертами оценка состояния монеты или боны |
51 | Гурт | боковая поверхность (ободок, ребро, обрез) монеты, медали. |
52 | Гурчение | технологическая операция по нанесению рисунка или надписи на гурте. |
53 | Дактилотека | коллекция резных камней и перстней, преимущественно античных. |
54 | Датировка | определение дат на предмете коллекционирования (дат (периода) изготовления, дат обращения). |
55 | Девиз | владельческая надпись (слово или сочетание слов) на гербе, символизирующая правило поведения, присущее обладателю герба. |
56 | Девушка в кокошнике | очертание знака удостоверения на пробирном клейме дореволюционного и послереволюционного периодов до 1927 года и с 1994 года в России. |
57 | Декор | набор элементов, составляющих оформление, например, изделий декоративно—прикладного искусства. |
58 | Делегатский набор | в СССР форма презентационной продукции из ручки/карандаша или набора письменных инструментов, блокнота, реже значка, программы мероприятия, объединенных в единую упаковку. |
59 | Документ | (нем. dokument, далее от лат. documentum – образец, свидетельство, доказательство) – это зафиксированная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи или изображения с реквизитами, позволяющими её идентифицировать. В узком смысле документ – облечённый в письменную форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определённого значения. В широком смысле и книга, и скульптура – документы. |
60 | Документальные коллекции | коллекции, содержащие исторические документы, например, письма известных лиц. |
61 | Донативные монеты | монеты, чеканившиеся в России не для выпуска в обращение, а для раздачи их членами императорской фамилии различным лицам в виде поощрения или в связи с каким– либо событием. |
62 | Достояние | совокупность материальных и нематериальных ресурсов, характеризующая социокультурное, материальное состояние. |
63 | Драгоценный камень | природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, жемчуг, янтарь. |
64 | Драгоценный металл | золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). |
65 | Древлехранилище | (устар.) — хранилище древностей, архив. |
66 | Дукач | традиционная деталь украинского женского костюма, украшение в виде оправленной монеты с ушком для крепления, может быть с навершием в виде банта с вставками. |
67 | Единица хранения | один предмет, включенный в коллекцию. |
68 | Единичная находка | археологический термин, наименование одной монеты, находящейся в земле. |
69 | Ефимок | русское обозначение западноевропейского серебряного талера, бывшее в употреблении до середины XVIII столетия. |
70 | Жанр | (от фр. genre, лат. generis – «род, вид, племя, поколение») – тип художественного произведения, отмеченный устойчивыми, повторяющимися композиционно—структурными и/или содержательными признаками. |
71 | Жетон | (фр. jeton) – металлический значок, указывающий на принадлежность к какому—либо обществу, организации, а также выдаваемый в память какого—либо события |
72 | Заделанное отверстие | технологически исправленный дефект в виде отверстия, как правило, в монетах. |
73 | Заказная ошибка | намеренное и чаще всего незаконное создание объектов коллекционирования, содержащих те или иные неточности. |
74 | Заколка | личное украшение с элементом крепления, используется для волос или галстука, реже как украшение для петлицы |
75 | Закон Коперника-Грэшема | закономерность денежного обращения, в соответствии с которой «плохие» деньги, которые менее ценятся на денежном рынке, вытесняют из обращения «хорошие» — высоко ценимые деньги, при этом «хорошие» деньги уходят в сбережения. Закон сформулирован во времена биметаллизма, когда золотые деньги изымались из обращения и становились сокровищем, а серебряные имели хождение. Закон неоднократно подтверждался в жизни стремлением людей предпочитать монеты из золота и серебра медным, латунным, никелевым монетам. |
76 | Зейгеровка | 1) отбраковка монет, отделение и переплавка монет, вес которых больше веса большинства отчеканенных монет; 2) обозначение выделения каждого металла из сплава, состоящего из нескольких металлов, как под воздействием тепла, так и при остывании. |
77 | Зеркальный блеск | рельеф монеты или медали, как правило, матовый, а основная поверхность зеркально гладкая или с очень мелкими недочетами. |
78 | Златник | первая золотая русская монета, обращавшаяся в Киевском княжестве в X–XI вв., весившая 4,2 г. Вес златника был затем положен в основу весовой единицы — золотника. |
79 | Знак | миниатюра, выполненная чаще из металла, имеющая приспособление для крепления к одежде. При помощи символических изображений и надписей указывает на квалификацию, должностное положение, принадлежность к научным, общественным, религиозным либо другим организациям или объединениям |
80 | Знак воинский | нагрудный знак, являющийся знаком отличия для военнослужащих. |
81 | Знамя | отрез ткани, как правило, одного цвета или нескольких в сочетании с рисунком или без; прикрепленный с одной стороны к древку. Отличие от флага, знамя не может быть заменено на другое. Восходит к римским штандартам в роли направляющих знаков и знаков места сбора. |
82 | Значок | миниатюра, выполненная из различных материалов в произвольной технике, имеющая приспособление для крепления к одежде. Как правило, имеет сувенирное назначение на различные темы |
83 | Золотник | русская единица веса (около 4,266 грамма); составлял 1/48 гривенки, или 1/96 фунта. Название произошло от златника — древнерусской золотой монеты весом в 4,2 грамма. |
84 | Золотые | специальные монеты или монетовидные знаки, использовавшиеся в России XV– XVII вв. в качестве воинских наград. Иногда владельцем крепились на одежду. |
85 | Золочение | способ нанесения золота (чаще всего сусального) на поверхности предметов. От позолоты отличается способом нанесения. |
86 | Игла пробирная | эталонный инструмент для определения пробы на пробирном камне. |
87 | Идентификация | установление полного совпадения двух объектов, явлений, понятий; в музееведении – отождествление оригинального произведения искусства с его копии или описанием (не путать с атрибуцией). |
88 | Измерительный инструмент | инструмент, при помощи которого определяются в том числе длина, толщина, глубина, диаметр предмета или его частей. |
89 | Износ | изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия или его составных частей. |
90 | Именник | оттиск клейма изготовителя, проставляемый на изделиях из драгоценных металлов. Именники в России содержит индивидуальные знаки изготовителя, буквенный код инспекции пробирного надзора и знаки, указывающие на год клеймения. |
91 | Имитация | (от лат. imitatio – подражание), подражание кому—либо, чему—либо, воспроизведение. В различных сферах имитация имеет различный оттенок. Например, имитация звуков живой природы в музее — оценивается положительно, а имитация жемчуга – чаще всего отрицательно |
92 | Инвестиция | размещение капитала с целью получения прибыли. Одним из способов инвестирования является приобретение предметов искусства. Такой вид инвестиций работает на перспективу. |
93 | Инкрустация | это декор изделий врезанными вгладь изображениями или орнаментом из камня, дерева, металла, керамики, перламутра, выполненными из другого материала, обычно более ценного и отличающегося по фактуре и цвету. |
94 | Интарсия | вид инкрустации, создающий искусно исполненный рисунок или узор. |
95 | Интерактивность (включенное участие) | технология, позволяющая посетителю погрузиться в музейную инсталяцию, почувствовать себя героем ситуации для лучшего опыта восприятия рассматриваемых объектов. |
96 | Как есть | условный термин в продаже предметов коллекционерования, обозначающий невозможность определить все или отдельные параметры. |
97 | Канон медали | система норм и правил, принятых в медальерном искусстве. Понимается обычно как идеальный образец пропорций всех элементов медали. |
98 | Карат (весовая единица) | (от араб. кират — зерно) — в старину мера веса, которой служили зерна одного из видов бобовых. Мера веса драгоценных камней. Единый метрический карат принят весом 0,2 г (200 мг). |
99 | Карат (система проб) | мера определения содержания драгоценного металла в сплаве или изделии; при этом чистое золото соответствует 24 каратам или 1 карат = 1/24 любого веса чистого драгоценного металла. |
100 | Каталог | реестр/перечень/список каких—либо предметов, составленный в определенном систематическом порядке |
101 | Клеймо | знак удостоверения качества изделий из драгоценных металлов. |
102 | Клиппа | (от швед. klippe — резать ножницами) — любая некруглая монета, преимущественно на прямоугольной монетной пластине. |
103 | Кляссер | (от лат. classis – разряд, класс) – филателистический альбом предназначенный для хранения марок и других филателистических материалов. |
104 | Кодирование | совокупность знаков (символов) и система определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора таких знаков для дальнейшего использования. Кодирование — составляющее музейного языка. |
105 | Коллекционера знак | (нем. Sammlerzeichen) – нанесённый на предмет коллекционирования знак, обозначающий право собственности коллекционера на данный предмет. Знаки коллекционеров появились в XVI—XVII веках, когда коллекционирование вошло в моду, и использовались до начала XIX века. По некоторому мнению, присутствие знака коллекционера, если оно не историческое, снижает стоимость предмета. |
106 | Коллекция массового материала | предметы массового характера, например, знаки почтовой оплаты, циркуляционные монеты, почтовые открытки и т.п., которые могут быть объединены общей темой (например, космос, Ленин) или принципом (например, географический) |
107 | Коллекционирование | образ жизни! Сфера деятельности человека (коллекционера), состоящая в систематизированном собирании и изучении каких—либо предметов, объединенных одной или несколькими смежными темами. Коллекционирование предполагает выявление, сбор, систематизацию, изучение, чем принципиально отличается от собирательства. |
108 | Коллекционное состояние | идеальное (первозданное, без утрат и реставрации) состояние предмета, помещаемого в коллекцию. |
109 | Коллекционный принцип | совокупность положений, лежащих в основе комплектования коллекций. Различают тематический, хронологический и географический принципы. Специализированные коллекции могут основываться на особых принципах. |
110 | Коллекция | систематизирование собрание однородных предметов по какому-либо признаку. |
111 | Коллекция генеральная | сполная коллекция в хронологическом и предметном качестве. Наиболее этот термин применим к филателистическим коллекциям. |
112 | Комиссионная торговля | форма сделки, принятая в торговле монетами и на монетных аукционах, при которой закупка и продажа осуществляется комиссионером от своего имени за счет другого лица (комитента). |
113 | Конверсионный орден | орден, который после 1943 года был переделан под новое крепление в заводских условиях или кустарным способом. |
114 | Консервация | (от лат. conservatio — сохранение) — мер, направленные на сохранность историко-культурных и природных объектов от неблагоприятного воздействия окружающей среды. |
115 | Контрибуционная монета | монета, чеканенная во время войны из серебряных изделий, пожертвованных горожанами на выплату собственно контрибуции. |
116 | Контрмарка | дополнительное клеймо на монете для возвращения ее в обращение или для изменения стоимости. |
117 | Копия | созданный предмет с помощью разных технических приемов и из различных материалов качестве сопоставительного экземпляра, в том числе для нелегальных действий. |
118 | Коронационный жетон | памятный предмет в честь коронации правителя в виде круглого жетона. Такие предметы часто изготавливались из золота, серебра, недрагоценного металла и раздавались сообразно общественному положению. Могли быть настольными или для ношения |
119 | Культура | совокупность различных объектов, отражающих этапы развития общества и окружающего мира, осознаваемых социумом как ценности, подлежащие охранению. |
120 | Культурный код | набор образов, который явно определяет понимание типа культуры. |
121 | Купеляционная проба | метод определения количества драгоценного металла в сплаве. В плавильном тигле плавят тщательно взвешенный кусок подлежащего проверке сплава, смешав его с тем же количеством свинца и поддерживая в расплавленном состоянии. В течение определенного времени свинец соединяется с недрагоценными компонентами сплава и оседает в виде шлака на стенках тигля. После завершения купеляции на дне тигля остается только маленький шарик драгоценного металла. Его взвешивают, чтобы определить процент драгоценного металла в сплаве, причем учитывается небольшой угар — около 0,4%. |
122 | Лавр | дерево или кустарник. Как символ лавровая ветвь в Древнем Риме – символ мира, в Древней Греции – очищение, искупление. Используется повсеместно для придания предмету особого статуса. |
123 | Левок | львиный талер, первая монета из Нидерландов талерового номинала из низкопробного серебра, в России называемая «левок». От сюда — «лёвковое, низкопробное серебро» (примерно 61-62 пробы). |
124 | Легенда | надпись на лицевой и оборотной стороне монеты или медали. |
125 | Легкий металл | металл, плотность которого ниже 5 г/ куб. см, например алюминий, магний, бериллий. Пригодны для значков алюминиевые лигатуры, обладающие нужной прочностью и устойчивостью против коррозии. |
126 | Лениниана | совокупность предметов, посвященных Владимиру Ильичу Ленину. Как область коллекционирования разделяется на декоративно—прикладное искусство, фалеристику, нумизматику, филателию и другие направления коллекционирования, связанных с именем В.И. Ленина |
127 | Лигатура | однородная смесь из нескольких веществ, полученная в расплавленном состоянии и обладающая свойствами металла. |
128 | Литая медаль | изготовленная посредством заливки жидкого металла в требуемую форму. |
129 | Лопатка | очертание пробирного клейма дореволюционного и послереволюционного периодов. |
130 | Лот (аукционный) | предмет торга на аукционов. Может быть множественным. |
131 | Лот (система проб) | мера обозначения содержания благородного металла в сплаве. Чистое серебро соответствовало 16 лотам. |
132 | Марказит | сульфид, одна из полиморфных разновидностей природного сернистого железа (уст. лучистый колчедан). Изменяет свой оттенок под воздействием света. |
133 | Медалистика | раздел коллекционирования, изучающий сувенирные, памятные, юбилейные и декоративные медали. |
134 | Медаль | знак отличия; сувенирный памятный или юбилейный знак; художественно-декоративное произведение круглой формы с каким—либо рельефным изображением или шрифтовой композицией на одной или обеих сторонах. |
135 | Медаль городская | 1) настольная медаль с видами города или значительных архитектурных памятников. Обычно чеканятся к большим юбилеям; 2) наградная медаль, вручаемая за заслуги перед городом. Может быть государственной, общественной или профессиональной. |
136 | Медальон | изобразительная или орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении. Может служить знаком отличия. |
137 | Мельхиор | одно из значений – сплав меди с никелем иногда с добавками железа и марганца, получивший своё название по именам французских изобретателей из Лиона Майо и Шорье, которые создали свой сплав в 1819 году. |
138 | Меморабилия | вещи, принадлежавшие известной личности или связанные с определённым событием. |
139 | Мемориальность | принадлежность предмета к конкретному лицу, географическому положению или событию. |
140 | Меццо– тинто | способ нанесения краски на медную пластину до гравирования. Поверхность делалась шероховатой, затем полировалась для получения полутонов и светлых областей. |
141 | Миниатюра | изобразительная или орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении. Может служить знаком отличия. |
142 | Минцкабинет | собрание предметов, относящегося к нумизматике: монет, медалей, знаков, штемпелей, литературы, образцов оборудования и инструментария, документов и т. п. |
143 | Мокрая проба | проверка содержания серебра в сплаве, состоящая в выделении серебра из азотнокислого раствора титрованным раствором поваренной соли. |
144 | Молотобоец | условное название знака удостоверения «Голова рабочего с молотком» на пробирном клейме в вид головы рабочего с молотком. |
145 | Мотивоведение | научно—исследовательская дисциплина, изучающая мотивы, лежащие в основе произведения |
146 | Муар | узор, имитирующий поверхность воды или волны. |
147 | Муляж | предмет, полностью повторяющий предмет, изготовленный чаще всего из более простых материалов, в натуральную величину. Иногда изготавливают в качестве демонстрационного предмета для сохранности материала. |
148 | Мюнцкабинет | место для хранения монет и медалей. Чаще всего отдельно стоящий шкаф, состоящий из ящиков разного размера для укладки коллеции монет, медалей и других предметов. |
149 | Навершие | верхушка какого—либо изделия. |
150 | Награда | что—либо, выдаваемое (даваемое, присваиваемое) в качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности. |
151 | Наградной лист | основной наградной документ, отражающий практически все данные о личности награждаемого лица. |
152 | Надрез | умышленная проверка монеты с помощью ножниц или резца для выяснения сплава. Мог использоваться для дискредитации правителя или государства чеканившее монету . |
153 | Надчеканка | (надчекан, контрамарка) – способ нанесения знака любой формы, нанесенного на предмет, чаще монету, в качестве владельческой надписи, изменения номинала или для обозначения выхода из легального оборота. |
154 | Насечка | декоративный элемент, наносимый на предмет в виде углубления, например при инкрустации или формирования рисунка. |
155 | Наследие | объединение форм деятельности человека и общества, сохраняемое и не отделимое, позволяющее чувствовать самобытности и преемственность. |
156 | Насмотренность | Насмотренность – специальный опыт, приобретенный в результате просмотра большого количества однотипных предметов. |
157 | Научная концепция экспозиции | (от лат. conceptio – понимание, система), теоретическое обоснование экспозиции музейной, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции. |
158 | Новодел | предметы коллекционирования, повторно исполненные в полном соответствии с оригиналом (староделом) из тех же материалов. В нумизматике — чеканка монет старыми штемпелями. Отличаются датами и часто марками монетного двора. Границы применения новоделов является дискуссионной проблемой коллекционирования. |
159 | Номенклатура | перечень обобщённых наименований продуктовых групп в ассортиментном ряду. |
160 | Нордомания | увлечение северной темой в литературе, изобразительном и прикладном искусстве в начале XX века. Символами нордомании стали кондитерская «Норд» и гостиница «Северная» (ныне — «Октябрьская») в Петербурге. |
161 | Нумизматика | (от греч. nomisma — монета) – область исторической науки, предметом которой является изучение монет во всех видах и аспектах. |
162 | Нуммулярии | (лат. nummularii от numus — монета, деньги), пробирщики, менялы иногда и банкиры в Древнем Риме. В их обязанности входила главным образом проверка подлинности и законности обращения монет. В Римской империи кроме частных нуммуляриев, были и государственные, очевидно, осуществляющие контроль на монетных дворах. |
163 | Оксидирование | процесс формирования оксидной пленки на поверхности металла. Оксидирование применяется для нанесения оксидных слоев на металлическое изделие в целях защиты от коррозии, электроизоляции и для придания металлическому изделию декоративных свойств (воронение). |
164 | Опробование | определение пробы драгоценного металла. |
165 | Орден | награда за различные заслуги: государственные, военные, гражданские, выслугу лет и др., получение которой связано с изменением или упрочением социального статуса награжденного. В некоторых документах и обиходе синоним «Орденский знак» |
166 | Орденская звезда | первоначально дополнительная награда к ордену, позднее — как обязательный атрибут высших степеней ордена. |
167 | Орденская эмблема | эмблема, прямо указывающая на положение ордена в наградной системе и зачастую показывающая его наименование (например, на ордене Чертополоха помещена эмблема в виде чертополоха). |
168 | Оценка экспонатов | определение материальной и культурной ценности. |
169 | Ошибка | образно интерес к ошибкам производителей коллекционного материала, выраженных в создании объектов, содержащих те или иные неточности чаще по случайности. |
170 | Парагенное коллекционирование | собирание предметов, объединенных одной темой, напрмер, марок, монет, бон с портретом одного известного персонажа. |
171 | Патера | круглый или овальный орнамент, часто включающий в себя лиственное украшение. Применялся на серебре. |
172 | Патина | пленка различных оттенков (от зеленого до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни в результате коррозии металла. |
173 | Перепутка | монета с присущим другой монете элементом или из другого металла. |
174 | Перлаж | (жемчужное зернение) — декоративная техника, заключающаяся в нанесении (вручную или на станке) кругового “жемчужного” узора на мосты и платины. |
175 | Пимса | крепление значка в виде иголки, продеваеморй через отверстие в ткани, например, петлицу, закрываемой цанкой. |
176 | Плакетка | (фр. plaquette – пластина) – медаль отличной от формы круга. |
177 | Плакирование | (фр. plaquer – накладывать, покрывать), термомеханическое нанесение на поверхность изделия тонкого слоя другого металла или сплава. |
178 | Планка орденская | приспособление для ношения орденских (медальных) лент. |
179 | Подделка | предмет, имитирующий вид и характеристики какого-либо изделия, созданный с целью быть выданным за подлинник. |
180 | Подлинник | оригинальный предмет или предмет, получивший подтверждающие утверждения при помощи экспертизы. |
181 | Позолота | процесс обработки поверхности изделия золотым покрытием, путем нанесения тонкого слоя золота. Мастера, который выполняет эту работу называется позолотчик. |
182 | Предмет музейного значения | предмет/объект, обладающий музейной ценностью и свойствами музейного предмета, выявленный в процессе изучения окружающего мира, научного комплектования фондов музея. ПМЗ, изъятый из среды бытования и прошедший все стадии научной обработки, становится музейным предметом и включается в собрание музейное |
183 | Проба | содержание драгоценного металла в составе сплава. |
184 | Пробирер | чиновник (служащий), определяющий пробу драгоценных металлов и накладывающий на изделия из драгоценных металлов пробирное клеймо. |
185 | Пробирное искусство | химическая практика, заключающаяся в анализе химического состава драгоценного металла (сплава) и подтверждение через наложение клейм на изделия из драгоценных металлов. |
186 | Пробирный камень | (лидийский камень, лидит) – небольшой брусок тёмного камня, такого как слабометаморфизированный, тонкозернистый, углистый, кремнистый сланец, который используется для определения пробы благородных металлов. |
187 | Пробирный устав | документ, регулирующий пробирное дело в России. Первый Устав высочайше утвержден в 1840 году Николем I. |
188 | Провенанс | история владения предметом, его происхождение. |
189 | Раритет | эксклюзивно редкая вещь большой ценности. |
190 | Реактив на драгоценный металл | химическое соединение в виде водных растворов кислот, смесей кислот или растворов солей. |
191 | Ревалоризация | процесс переоценки ценности какого-либо объект |
192 | Реверс | оборотная сторона предмета коллекционирования. |
193 | Регалии | исключительные права верховного правителя или государства. Знаки верховной власти (скипетр, держава, корона и т.п.). |
194 | Ректо | (лат. recto) – лицевая сторона документа. |
195 | Реликвия | особо почитаемая и хранимая вещь, связанная с историческими событиями. |
196 | Рельефное тиснение | украшение серебра путем выдавливания рельефа тиснением с обратной стороны с помощью тупого пробойника. |
197 | Ремедиум | термин, обозначающий допустимое отклонение от нормативной массы монеты при установленной монетной стопе; может обозначать допустимое отклонение от установленной пробы металла монеты. Как правило, ремедиум устанавливается законодательно. |
198 | Ремейк | выпуск новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик. |
199 | Реставрация | деятельность по восстановлению первоначального облика или состояния предмета исторического хранения, направленный на предотвращение исчезновения. |
200 | Рестрайк | отчеканенная по прототипу реальной для различных целей монеты. Чеканится либо подлинными, либо вновь изготовленными штемпелями позднее, чем изготавливалась настоящая монета. |
201 | Сакта | национальное украшение балтов, большая подковообразная декоративная брошь, основной целью которой скрепление одежды. |
202 | Самоцветная вставка | обработанные (ограненные) драгоценные камни природного происхождения, вставленные, как правило, в оправы из драгоценных металлов. |
203 | Семиотика | наука о знаках, знаковых системах, символах и мифологемах. |
204 | Серебрение | способ электролитического или химического нанесения на изделие декоративного и антикоррозийного покрытия, которое обладает высокой прочностью. |
205 | Символ | предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого. |
206 | Ситалл | мелкокристаллический материал, полученный путём принудительной направленной кристаллизации стекла и отличающийся повышенными физико—химическими свойствами и сравнительно малым удельным весом. |
207 | Слепок | изготовленный из гипса (как правило) прототип предмета. |
208 | Собирательство | первоначальный этап коллекционирования либо параллельный ему процесс первичной систематизации окружающего мира с помощью создания определенных рядов артефактов и/или природных объектов. Собирательство обычно не связано с изучением объектов собирания, потому в сформированных собраниях часто присутствуют предметы случайные, малоценные, подделки, отсутствуют целостность и научная систематика. |
209 | Советика | коллекционирование различных материалов, связанных с эпохой СССР. |
210 | Статут | устав, собрание правил, определяющих внешний вид орденских эмблем, характер заслуг, награждаемых орденом, порядок награждения орденом и правила его ношения. |
211 | Стерлинговый стандарт | название сплава серебра в составе не менее 92,5 % чистого металла и лигатуры. |
212 | Сфагистика | вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати и их оттиски, как источники информации. |
213 | Талон | часть документа, отделяемая от целого (или остающаяся после отделения), а также контрольный листок для получения чего-нибудь, доступа куда—нибудь. |
214 | Тезаврация | процесс накопления ценностей в качестве сокровища. |
215 | Текстолит | материал, представляющий собой слоистый композитный материал на основе ткани из волокон и полимерного связующего вещества. |
216 | Тема коллекционирования | обиходное название выбранных предметов для коллекционирования одной темы. |
217 | Токен | (англ. token — знак), марка (нумизматическая), как правило, металлическая, имевшая денежную стоимость. |
218 | Томпак | (фр. tombac, от малайск. tambaga – медь), также хризохалк, симилор, ореид, хризорин, принцметалл — разновидность латуни с содержанием меди 88–97% и цинка до 10%. Обладает высокой пластичностью, антикоррозионным и антифрикционными свойствами., |
219 | Торевтика | производство скульптурных художественных предметов из металла, в противоположность ваянию из камня, глины, воска и дерева; преимущественно торевтикой обозначается обработка металлов острыми стальными инструментами, каковы чеканка, а также тиснение по формам и выбивка при помощи пунсонов. |
220 | Травление | способ химической обработки поверхности изделия с помощью кислот и щелочей для удаления поверхностных дефектов. Способом глубокого травления выполняются плоскорельефные изображения при гравирования. |
221 | Тромплёй | способ изображения и совокупность технических приёмов, «создающих иллюзию невозможного, либо напротив — представление доступного, осязаемого, но на самом деле несуществующего. |
222 | Тяжелый металл | собирательный термин, обозначающий металлы медь, латунь их содержащих сплавов для изготовления фалеристической продукции. Сюда не входят благородные металлы. |
223 | Угар | сгорание или распыление драгоценного металла, а также проникновение его в стенки тигля, литейной формы или в выходящие газы. |
224 | Украшение | предмет, украшающий собой кого-то или что-то. |
225 | Уникум | (от лат. unicum – единственный в своём роде, необыкновенный), единственный в своём роде объект культурного и природного наследия, отличающийся своеобразием и неповторимостью, особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидностью уникума являются особо чтимые, исключительные по своей значимости мемориальные предметы и реликвии. К уникумам относят также сохранившиеся в единственном экземпляре предметы, отражающие типичное явление. Собрания особо ценных предметов образуют уникальные коллекции. |
226 | Уход за коллекцией | комплекс мероприятий, направленный на сохранение, предотвращение утраты коллекционного материала. |
227 | Ушко | соединительное приспособление между основной частью предмета и прикрепительной |
228 | Фактура | своеобразие, особенности художественной техники в произведениях искусства |
229 | Фалера | большие и малые пластинки круглой или овальной формы, диаметром 4-7 см. В Древнем Риме их использовали для украшения конской сбруи, а в дальнейшем — как военную награду, аналог современных медалей. |
230 | Фалеристический подход | исторический и нумизматический. Исторический акцентирует интерес на документальной стороне, нумизматический — на знаково-символической. Вместе, дополняя друг друга создают полную картину предмета. |
231 | Фалероним | единица фалеристики. |
232 | Фантастика | то, чего не могло быть в реальности. Например, монета выполнена в другом металле, однако доподлинно известно что она из серебра или внешний вид существенно отличается от ходовой монеты. |
233 | Фермуар | застёжка особой формы на ожерелье, а также на альбоме, книге и т. п.; ожерелье из драгоценных камней с такой застёжкой. |
234 | Фианит | синтетическая вставка, кристаллы диоксида циркония ZrO2, имеющие кубическую сингонию. Используются в ювелирном производстве, как заменитель бриллиантов. |
235 | Фибула | металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением (брошь для украшения или булавка имеющая «замок» для острого конца для крепления одежды. |
236 | Фибулофилия | коллекционирование кнопок. Более широкое значение — коллекционирование всех предметов для крепления и украшения одновременно (например брошей). |
237 | Финифть | вид декоративной обработки, при которой прочное стеклообразное покрытие наносится на лицевую поверхность какого-то элемента изделия и закрепляется обжигом. |
238 | Фотоспособ | способ, при котором изображение переносится на металл с нанесенным светочувствительным слоем, проявляется и подвергается химической обработке. |
239 | Холодный цвет | цвет, расположенный в холодной части спектра (синие, голубые, фиолетовые, зеленые тона). |
240 | Хранение | процесс комплектации предметов согласно условиям, при которых предметы не будут утрачены, изменены, испорчены. |
241 | Хромирование | насыщение поверхности стальных изделий хромом, процесс осаждения на поверхность детали слоя хрома из электролита под действием электрического тока. Слой хрома может наноситься для декоративных целей, для обеспечения защиты от коррозии или для увеличения твердости поверхности. |
242 | Хронология | (от греч. χρόνος — время; λόγος — учение): 1) вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; 2) последовательность исторических событий во времени; 3) перечень каких—либо событий в их временной последовательности. |
243 | Хрупкость | свойство материала разрушаться без образования заметных остаточных деформаций. Является противоположным свойству пластичности. |
244 | Художественность | специфическая особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания (науки, религии и т. д.). |
245 | Цвет геральдический | (тинктура) — название красок и покрытий гербовых тел в геральдике. «В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро; пять цветов (финифтей, эмалей): червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Также применяются два меха: горностаевый и беличий. В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет, оранжевый, коричневый.» / вики |
246 | Целостность | всеобщность, полнота, единство художественного творчества, характеризующие искусство в предметно– пространственном и временном отношениях. |
247 | Цена | денежное выражение стоимости товара, услуги, работы. |
248 | Ценность | положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно—политические и духовные ценности; положительные |
249 | Цепь орденская | элемент ордена, как правило, необходимый, изготовленый с соотвествующими символами, присущими ордену, может носится отдельно. |
250 | Цитернадель | (нем. Zitternadel из нем. zittern «дрожать, трястись» и нем. Nadel «булавка, шпилька» ) – устар., ювелирное украшение для волос в виде заколки на пружинках, качающейся при движении. |
251 | Цифровой музей | интерактивная площадка (технически программная платформа, в том числе соцсеть), на которой размещены изображения (видео) предметов, с взаимодействием или без персонала музея с зрителем. |
252 | Чекан | 1) понятие, охватывающее изображение и надпись на монете или саму монету, изготовленную способом чеканки; 2) также молоток для чеканки. |
253 | Чеканка | процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки, т. е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов. |
254 | Чернение | процесс чернения заключается в нанесении на заданные участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета — черни. Чернью украшают изделия из золота и серебра, сплавов меди. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, предмет подвергается обжигу, после чего на нем выявляют черный или темно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. |
255 | Четыре «С» | четыре основных параметра оценки бриллиантов. За основу взяты заглавные буквы каждого слова на английском языке: color — цвет, clarity — чистота, carat — вес в каратах, cut — огранка. |
256 | Чешское стекло | искусственный хрусталь с добавлением в стекло бария и свинца, производимое исторически в Чехии. |
257 | Чистка коллекционного материала | комплекс мероприятий, направленный на очистку от внешних загрязнителей коллекционного материала. Для чистки применяют соответствующее средство, чтобы не допустить утрат. |
258 | Чистый вес | нетто драгоценного металла, т. е. вес драгоценного металла без учета лигатур, вставок. |
259 | Шаблон | образец, по которому будут изготавливаться изделия. |
260 | Шатлен | (шателен, шатленка — от фр. châtelain — владелец за́мка; кастелян) – изделие, украшение и аксессуар в виде цепочки с зажимом, к которой крепятся в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелёк, карманные часы, ножницы, печати и т.п. |
261 | Шедевр | выдающееся, совершенное произведение искусства или техники. |
262 | Шибуичи | (сибуити (сибуичи)) – открытый в Японии сплав серебра и меди в пропорции 1 часть серебра и до 3 частей меди. |
263 | Шкала Мионё | приспособление для определения размера монет в виде кружков увеличивающегося диаметра. |
264 | Шкала Мооса | десятибалльная шкала относительной твёрдости поверхности минералов. |
265 | Шкаф– медалье | специально изготовленный шкаф для хранения монет и другого подобного коллекционного материала с выдвижными ящиками с этикеткой на передней стенке для облегчения пользования ими. |
266 | Школоведение | направление педагогических исследований, охватывающее содержание и методы руководства школой, организации её работы в целях обеспечения оптимальных условий для образовательного процесса, включающее педагогические коллекции. |
267 | Штамповка | процесс пластической деформации материала с изменением формы и размеров тела. |
268 | Штифт | крепёжное изделие в виде цилиндрического или конического стержня, предназначенное для неподвижного соединения. |
269 | Штихельная гравировка | метод декоративной обработки ювелирных украшений штихелем (стальной тонкий стержень ромбовидного, клинообразного, полуовального сечения со срезанным концом). |
270 | Штриховая проба | способ определения «на глаз» количества чистого драгоценного металла в сплаве через сравнение яркости цвета черты, проведенной монетой неизвестной пробы на пробирном камне из лидита, и черты, проведенной рядом иглой из металла известной пробы. |
271 | Щит геральдический | условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции, несущий на своей лицевой поверхности определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба. |
272 | Эквивалент | равноценное или соответствующее в каком– либо отношении чему-либо, заменяющее его или служащее его выражением. |
273 | Экзонумия | коллекционирование экзотических нумизматических объектов не подпадающих под статус официальных государственных денежных знаков и наград: неофициальные памятные знаки и сувениры, изготовленные по случаю проведения соревнований, фестивалей, ярмарок, выставок и других традиционных и памятных мероприятий. |
274 | Экспертиза | целенаправленное исследование кого-либо объекта, подводимое экспертом на основе объективных фактов с целью получения мотивированного заключения по тем или иным аспектам исследуемого объекта экспертизы |
275 | Экспликация | в музейной– выставочной практике краткий текст, знакомящий с характером экспозиции — содержанием, историей произведений и.п. |
276 | Экспонат | (лат. exponatus – выставленный напоказ) —произведение живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, выставленное на всеобщее обозрение в экспозиции. |
277 | Электрон | высокопрочный сплав на основе магния (~90% Mg). |
278 | Элоксал | анодированный алюминий |
279 | Эмаль | тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой |
280 | Эмблема | символ, отличительный знак. В античном искусстве сначала мозаичный камушек, затем вообще украшение. |
281 | Эмбоссинг | (англ. embossing) — процесс тиснения для создания объемного рисунка |
282 | Эпиграфика | выделившаяся из археологии, область науки, занимающаяся расшифровкой древних надписей на твердых материалах (камне, металле и др.). |
283 | Эстетизм | 1) преклонение перед красивым, изящным, приверженность ко всему прекрасному. 2) склонность следовать нормам «чистого искусства», теории «искусства для искусства». |
284 | Эстимейт | ориентировочная цена, точнее, ценовой диапазон, в пределах которого аукционный дом рассчитывает продать лот |
285 | Этикетаж | (фр. etiquettage, от etiquette — этикетка) — в практике художественных музеев и выставок подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычное содержание: автор (ФИО, год рождения), название произведения и его частей, материал, год исполнения; иногда указываются владелец произведения, его цена и т.п. |
286 | Юбилейный знак | знак, выпускаемый в честь исторических событий, лиц или в качестве раритета |
287 | Ювелир | (фр. joyau — сокровище, драгоценность, нем. Juwelier — драгоценный камень, лат. jocellum — драгоценность). В современном русском языке означает «человек, изготавливающий ювелирные украшения, изделия из драгоценных металлов и камней». В русском языке слово появилось в середине XVIII в., скорее всего, было заимствовано из немецкого или голландского языка. В голландском и немецком это слово появилось из старофранцузского. |
288 | Ювелирное изделие | изделие, выполненное из драгоценных металлов с драгоценными или самоцветными камнями или без камней. |
289 | Ювелирное искусство | изготовление различных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) из драгоценных (золота, серебра, платины, металлов платиновой группы), часто в сочетании с драгоценными и самоцветными камнями или вставками натурального происхождения (кораллы, жемчуг, кость и т.п.). |
290 | Ювелы | старинное (русифицированое) название драгоценностей. |
291 | Юлина | смычковый инструмент для просверливания углублений в твердом материале. |
292 | Юридический аспект коллекционирования | совокупность норм, правил, требований спопровождающие коллекционирование. Одним из примеров может служить оборот государственных наград. |
293 | Юстировка | 1) сокращение веса монетной заготовки (пластины, монетного кружка) перед чеканкой до требуемого через обрезку. 2) совокупность операций по выравниванию конструкций и конструктивных элементов. |
294 | Янтароид | прессованный янтарь, из которого в дальнейшем получают большие куски, напоминающие природный камень |
295 | Янтарофилия | разновидность коллекционирования, объектами которого являются природный янтарь и различные изделия из него |
296 | Японская полировка | способ обработки поверхности украшений черным блестящим лаком |
297 | Ярославское серебро | серебреники с надписью «Ярославле серебро». Такая монета была найдена в конце XVIII века в Киеве и стала первой древнерусской монетой, известной историкам и собирателям. |